Подробнее о моем проекте "Цивилизация Саха" More about my project "Sakha Civilization"

Подробнее о моем проекте "Цивилизация Саха"

 More about my project "Sakha Civilization"

ОГЛАВЛЕНИЕ

- Идея картины

- Более подробно о счастливом и грустном

- Краткая история и проблемы реализации проекта

- Что вынудило меня начать делать публикации до момента

завершения картины?

- Примеры советов доброжелателей и мои ответы на них

- Каковы перспективы дальнейшей работы?

Идея картины

Уже год я работаю над грандиозным проектом, который я назвал «Цивилизация Саха». Он включает в себя написание масштабного полотна живописной картины, размером 2,5 метра в высоту и 9 метров в длину. Эту картину ждут во многих странах мира, так как она прославляет великую общность народов севера, центром, которой стала Республика Саха (Якутия). Картина задумана как грандиозная многофигурная композиция, аналогов которой ещё не существует в стиле станковой живописи.

На картине изображены исторические личности, жившие в разные эпохи становления уникального культурного феномена: Цивилизации Саха. Все они -выдающиеся, знаковые персоны, олицетворяющие целые социальные институты, профессии, исторические эпохи и события многонационального народа Республики Саха (Якутия). Картина прославляет и воспевает многонациональный народ Республики Саха в лице его выдающихся представителей. Перед зрителем предстает завершенный образ многоликой и многонациональной цивилизации талантливых, разносторонних, сильных и смелых людей с многовековой историей, живущих посреди суровой, прекрасной и щедрой природы.

По информативности и просветительскому потенциалу картина «Цивилизация Саха» подобна энциклопедии в красках, а благодаря своему живописному исполнению – доступна восприятию любой зрительской аудитории. Ее не нужно долго читать как книгу – живописное произведение сразу воспринимается как целостный художественный образ и запечатлевается в памяти любого зрителя на всю жизнь. В то же время, пытливого зрителя картина подвигает к более глубокому изучению истории народа и Республики Саха. Каждый образ на ней представляет своего рода «ключ» к этой истории: получить достаточно полное представление о ней в целом, зритель сможет, если заинтересуется и узнает о жизни и достижениях каждого героя картины в отдельности.

В отличие от другого масштабного жанра – исторических, батальных панорам, наиболее известным примером которых является знаменитая «Бородинская панорама», произведение «Цивилизация Саха» не просто передает аспекты какого-либо исторического события, а создает интегративный образ, выходящий на уровень философского обобщения.

Основная миссия картины «Цивилизация Саха» - поддержание и развитие патриотических установок народа Республики на основе позитивной самоидентификации и знания своей уникальной истории, культуры и достижений в ключевых областях.

Более подробно о счастливом и грустном

С детства, еще когда учился в художественных школах, я увлеченно читал о первопроходцах, путешественниках и их встречах с представителями далеких аутентичных народов. В том числе, о коренных народах севера и о единственном в своем роде народа Саха, известном своим заполярным скотоводством и землепашеством. Изучая историю Якутии, я понял, что через нее можно также проследить все этапы развития нашей страны в целом. Мне была интересна не только фольклорная и этнографическая сторона якутской культуры, но также ее наука, искусство, история развития государственности – от дореволюционного периода, до становления первой, социалистической, республики, а затем – второй, демократической, которую в 90-е возглавил Первый Президент Михаил Ефимович Николаев.

Я был очень рад, когда полтора года тому назад познакомился с Михаилом Ефимовичем лично, так как давно обдумывал идею картины, посвященной самой большой республики Российской Федерации. При следующей встрече у него в приемной в постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ. М.Е. Николаев, прочитав написанную мной концепцию будущей картины, которую я сразу назвал"Цивилизация Саха", пообещал найти средства. Он предложил приехать и посмотреть современную Якутию. На моё сомнение, что я готов самостоятельно без его помощи приехать туда, Михаил Ефимович сказал: «Проведешь мастер-класс».

В течение месяца, предшествовавшего поездке, я готовился к ней и вел переписку с директором Покровской детской художественной школы, Александром Васильевичем Харитоновым, согласовывая программу мероприятий и моих мастер-классов, особенности авиаперевозки картин для выставки моих работ, а также все остальные детали плана моего пребывания. Специально для выставки, я оформлял картины, заказывал для них багетные рамы, делал для них литературные описания, оформленные в виде мини-стендов. Все программы мероприятий были заранее согласованы с Михаилом Ефимовичем и Александром Васильевичем.

Согласовывая детали поездки, А.В. Харитонов спрашивал, потребуется ли мне гонорар. Однако я отказался от оплаты за его счет, так как верил слову Михаила Ефимовича Николаева, что он заказывает мне большое художественное полотно и поскольку поездка нужна для подготовки, решил провести все мероприятия в счет будущей оплаты картины. Я попросил лишь оплатить авиабилеты эконом-класса и перевозку четырех картин для мини-выставки. Взяв с собой картины разных лет своей жизни, я на примере своих работ планировал показать детям, как с юных лет нужно совершенствовать свое мастерство. 

С 3 по 12 апреля 2017 г. состоялась сама моя поездка в Республику Саха (Якутия) (по приглашению Михаила Ефимовича Николаева, непосредственным организатором которой был А.В. Харитонов). Она была организована с экскурсиями, встречами и деловой программой, согласно заранее согласованному плану. В процессе поездки мною, коллегами из Якутии и моими помощниками из Москвы был осуществлен большой и плодотворный труд.

В итоге все мероприятия, программы которых я заранее согласовывал с М.Е. Николаевым, были успешно реализованы. Несмотря на то, что с подготовкой, перелетом, оформлением и транспортировкой выставки, проведением мероприятий и обработкой уже после поездки полученных материалов, стоили бы определенных денег, я не взял за это оплаты, так как я воспринимал поездку и работу в республике как первую часть моего проекта по написанию картины.

Я был удивлен уровнем почитания Михаила Ефимовича в Якутии: часть мероприятий во время моей поездки проходили в огромном комплексе, построенном во время президенства Михаила Ефимовича Николаева, состоящем из музея, посвященного ему, комплекса зданий Октемского лицея, Дома-музея где родился Первый президент Михаил Ефимович Николаев, а также восстановленного храма, в который ходила мама Михаила Ефимовича. Посреди поселения, где простые жители преимущественно живут крестьянским хозяйством, стоит гиганское по своему размаху здание, называющееся Библиотека-Архив Первого Президента Саха Михаила Ефимовича Николаева. На фасаде из стекла взирает на посетителей портрет Михаили Ефимовича. Именно здесь, в этом просторном и красивом дворце, мне была оказана честь проводить мастер-классы и выставку с выступлением, где я высказывал свои слова благодарности и восхищения Михалом Ефимовичем.

На встрече с педагогами и учащимися Михаил Ефимович выступил и сказал, что найден спонсор, согласившийся помочь мне с финансированием картины о Якутии. За некоторое время до этого в Москве мы ходили с Михаилом Ефимовичем на встречу к его бывшему заместителю - Константину Константиновичу Ильковскому, у которого просили денег на проект по написанию моей картины. Предполагалось, что он и будет спонсором, но впоследствии это предположение не оправдалось.

Впрочем, на тот момент, когда я еще выступал в резиденции Первого Президента Якутии, то был счастлив и мечтал, что смогу с такими важными спонсорами наконец-то реализовать интересные творческие идеи. Я представлял, как в скором времени буду работать в архивах, изучая историю Якутии, получать консультации историков, приглашать позировать натурщиков в национальных костюмах, чтобы в итоге прославить идею цивилизационной общности уникального народа республики Саха. Это был не отдых, а напряженная работа, когда почти каждый день я проводил мероприятия для учащихся различных образовательных учреждений Якутии, которые одновременно самостоятельно снимал с двух камер, носил привезенные из Москвы штативы камеры и звуковую аппаратуру, настраивая микрофоны и записывая интервью с интересными людьми республики. После приезда в Москву я полгода просил дать хотя бы немного средств, чтобы компенсивовать свои затраты и приступить к началу реализации проекта создания картины. На мои просьбы меня стыдили, что простой народ Якутии очень беден и нет средств на самое необходимое. Меня несколько раз приглашал для переговоров о спонсорской помощи К.К. Ильковский и я ходил к нему, каждый раз принося по его предложению новые варианты договоров о финансировании. Сам Михаил Ефимович также давал ему уже подписанные мной договора. Константин Константинович каждый раз обещал подписать и в ближайшее время начать спонсировать проект. В итоге он предложил свою редакцию договора, по которой я должен был выполнить всю работу, получив 1/5 общей и без того сведенной к себестоимости стоимости работы, а лишь после того, как я должен был бы представить готовое произведение, К. К. Ильковский решил бы: давать мне оставшиеся 4/5 суммы, или нет. Я написал в обратном письме К. К. Ильковскому 25 мая 2017 г., что если я напишу всю картину только за счет средств аванса, а он затем откажется оплатить остальную её стоимость, то мне это причинит убытки. Также я предложил обсудить компромиссный вариант оплаты моей работы над произведением, но Константин Константинович больше не продолжил обсуждений. Все-таки Михаил Ефимович через полгода сказал мне заключить договор на осуществление моего проекта с исполнительным директором «Фонда Первого Президента Республики Саха (Якутия)», Сергеем Валентиновичем Поповым. Лично мы с С.В. Поповым ни разу не встречались, а вели переговоры дистанционно: я знаю только номер его телефона, адрес электронной почты и аватарку в системе «WhatsApp».

По его рекомендациям, я специально для удобства оформления договора создал юридическое лицо, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Для того, чтобы оплатить услуги юридической фирмы по регистрации ИП, я взял и затем вернул с процентами займ у фонда.